В школьные годы я всегда чувствовал себя не в своей тарелке, если на уроках литературы надо было рассказывать стихотворение "с выражением". Было ощущение, как будто душу выворачивают наизнанку, не оставляя в ней ни одного недоступного уголка. Поэтому я правдами и неправдами всегда пытался этого дела избежать. Странное дело: сходное чувство было и тогда, когда я слышал декламацию других, даже признанных мастеров слова. Было как-то неловко за них, как будто они делают что-то неестественное. Казалось бы, что сложного в том, чтобы прочесть рифмованные строчки? Но нет, секрет стиха бесследно ускользает, если его пытаться произнести вслух. Самые замечательные актёры безнадёжно сыплются на простой вещи - на декламации. Вот с таким убеждением я и жил, пока не услышал Михаила Козакова. Это были басни Крылова, которые, я был до тех пор уверен, читать "на публику" невозможно. Он заколдовал меня, я сидел перед телевизором и не мог оторваться. Позвонила подруга, я сказал, что смотрю телевизор. "Что?" - "Басни Крылова". - "Ты что, больной?" - "Допустим".
Потом был воздушно-чеканный Бродский, "Матрос отличается от лейтенанта Отсутствием эполет, Количеством лент, нервами, Перекрученными на манер каната..."
Был ещё однажды Тютчев, "Я встретил Вас". Кто еще, кроме Козакова, осмелился бы просто читать это, множество раз пропетое, и так читать, чтобы можно было слышать без отвращения?
Потом был воздушно-чеканный Бродский, "Матрос отличается от лейтенанта Отсутствием эполет, Количеством лент, нервами, Перекрученными на манер каната..."
Был ещё однажды Тютчев, "Я встретил Вас". Кто еще, кроме Козакова, осмелился бы просто читать это, множество раз пропетое, и так читать, чтобы можно было слышать без отвращения?
Tags:
В школьные годы....
Date: 2005-11-16 12:09 pm (UTC)Когда вызывали к доске, я лихорадочно прочитывала две-три первые строки стихотворения (если до меня уже декламировало несколько человек, то даже пару строф я успевала запомнить) и читала запомненное с нарастающим пафосом. Кого-то непременно пробивало на смех. Я замолкала и с укоризной смотрела сначала на класс, а потом на преподавателя, трагически заявляла "Нет, я так не могу!", делала упрямое лицо (а-ля Зоя Космодемьянская решила молчать на допросе у фашистов) и шла на место. Еще, как вариант, можно было разрыдаться и выбежать из класса, но тогда пропускался аттракцион: очередной преподаватель корит одноклассников за грубость и черствость, непонимание поэзии и нежной девичьей души. Как эти многострадальные одноклассники меня не придушили?